Без малого четверть века спорят водители «Нив» и УАЗов — какой вездеход лучше?
Прения по поводу внедорожных качеств двух отечественных джипов сегодня никак не назовешь отвлеченными — машины соперничают на рынке, далеко опережая конкурентов количеством и, главное, доступностью. Примерно за 90-100 тысяч рублей можно открыть для себя бескрайний мир российского бездорожья, не переходя в категорию трактористов...
Итак, в поля и перелески выходят соревноваться самые массовые полноприводники — ВАЗ 21213 и УАЗ 31514. У последнего так называемые гражданские мосты, без колесных редукторов.
Упражнение 1 — разминка на шоссе
Масштабные испытания на асфальте не входили в наши планы — понятно, «Нива» положит спартанский УАЗ на лопатки по управляемости, динамике, комфорту, экономичности.
Тот, кто примеряет на себя УАЗ, должен быть готов к его суровому мужскому характеру. Вялый разгон извиняешь только столь же вялыми тормозами. Шум шин перекрывают вой трансмиссии и дребезжание рычагов. Искусство беззвучного управления коробкой передач требует от шофера если не таланта, то уж точно — тренировки. Впрочем, тяговитый мотор позволяет на порожней машине упростить схему: тронулся на второй, разогнался до 40 км/ч — включил четвертую.
На неровностях автомобиль норовит сменить направление. Водитель противостоит «козлиному» своенравию, дергая тугой неинформативный руль. Езда со скоростью за 90 км/ч не доставит удовольствия, хотя, возможно, и вызовет у непрофессионального шофера законную гордость за свои способности.
На фоне УАЗа привычная частникам прыткая «Нива» с фамильным гулом шин и раздатки — вполне комфортабельный легковой автомобиль... Но довольно шоссе! Двинув по два рычага в салонах (включаем пониженные передачи в раздаточных коробках, передний мост на УАЗе, блокируем межосевой дифференциал «Нивы») и повернув ручки муфт на передних ступицах «козлика», уходим на просторы, не оскверненные асфальтом. Вдох глубокий, руки шире...
Упражнение 2 — на цыпочках, или попал в чужую колею
Разбитые грунтовки, кажется, основа дорожной сети России, что, по большому счету, и обеспечивает стабильный сбыт вездеходов. Пока едешь по кем-то заботливо оставленным следам, ВАЗ с УАЗом примерно равны. Но вот колея становится все страшнее (особенно для «Нивы»), ее пересекает другая — все, пора на гребни, иначе сядешь на брюхо! УАЗ может продвинуться несколько дальше благодаря конфигурации мостов, но лучше не медлить: чем глубже колея, тем сложнее вырваться.
И тут «Нива» зарабатывает первое очко — сыграв тягой, ей удается зацепиться за край канавы, выпрыгнуть с первой попытки и, балансируя на гребнях, резво убежать... до следующего препятствия. Держать направление на ней много легче — меньший вес и лучшая маневренность дают преимущество и там, где нет асфальта!
УАЗ, вывернув колеса, упрямо идет по колее. Метр, второй... разворот! Встав почти поперек следов, сдает назад — клиренс пока позволяет маневрировать. В итоге опасное место преодолено с третьей попытки. Может, стоило ехать помедленней?
Только не здесь! Длинный скользкий подъем заставляет разогнаться. В середине мотор «Нивы» начинает киснуть — штурмовать горку на второй передаче, не включив нижний ряд в раздаточной коробке, было явной ошибкой... которую удается исправить, быстренько подоткнув первую.
На УАЗе такой трюк вряд ли удался бы — в отсутствие синхронизаторов пауза между первой и второй передачами может затянуться до полной остановки; а тронуться вверх ох как непросто! Строгий УАЗ заставляет сразу включить «вторую пониженную» — неспешный подъем сопровождается ревом мотора. Наверху «козлика» поджидает глубокая промоина, от которой «Нива» успешно увернулась. Яма ближе... ближе... есть! Приходится сползать вниз и начинать все сначала. Наконец УАЗ ходом преодолевает препятствие, козлиным прыжком демонстрируя прочность рессор.
Итак, пока позволяет дорожный просвет, преимущество — за «Нивой». Впрочем, влияние на проходимость клиренса лучше покажет следующий этап.
Упражнение 3 — ползком по пашне
Вряд ли здравомыслящий водитель сунется в такую грязищу, но ведь нам надо дойти до предела возможностей автомобилей... Прежде чем очертя голову нырять в раскисшее поле, заглянем под машины. Сама по себе величина дорожного просвета немного значит — очень важна форма днища и агрегатов. При большем просвете под редуктором «Нива» проигрывает в высоте элементов подвески. Поперек машины расположена мощная балка подвески, которая, защищая двигатель, в то же время играет роль бульдозерного ножа при погружении машины в грязь. УАЗ чиркает по земле картерами мостов, испытывая куда меньшее сопротивление. Под его днищем тоже не все гладко — свисают петля бензошланга, плетенка провода «массы», оставлены без защиты топливные баки под порогами. Представьте, как будете вывешивать застрявшего «козла» вагами...
И вот, кстати, подходящий момент — в парном забеге по раскисшему полю, въехав на заболоченный участок, почти одновременно остановились и УАЗ, и «Нива». Легкий вазовский вездеход сначала вырвался вперед, но в глубокой пахоте потерял скорость,
начал отставать и увяз, сохранив способность двигаться в единственном направлении — вниз. «Козлик» прошел примерно столько же, но, остановившись, еще мог сдать немного назад... что, впрочем, мало помогло. Выезжали на буксире, оставив после себя колеи глубиной 300 мм («Нива») и 350 мм (УАЗ)...
Итак, на мягких грунтах «Нива» со своими зубастыми шинами, садясь на брюхо, закапывается и всегда нуждается в посторонней помощи. Если сухое место недалеко — возможно, хватит и человеческих сил.
УАЗ благодаря высокой посадке может победоносно заехать дальше (иногда — намного).
Упражнение 4 — наклоны
Следующий этап очного поединка развернулся на травяном склоне, в конце которого естественным тормозом расположилась песчаная плешь. По результатам нескольких штурмов фиксируем незначительный перевес ВАЗ 21213 — энергичный разгон позволял проложить в песке борозду немного подлиннее. Лихость, с которой «Нива» взлетала на горку, доставила истинное удовольствие. Натужно ревущий УАЗ поднимался на той же «второй пониженной», явив пример упорного труда. При равных возможностях автомобили произвели совершенно различное впечатление — динамичной «Ниве» склоны, казалось, были в охотку, УАЗ поднимался с грацией тяжеловеса. А говорят — «козлик»... Ему бы мотор порезвее, с большим рабочим диапазоном, и коробку покладистую.
Машины поменялись местами в карьере — под колесами влажная смесь песка и глины. Попадая на глубокие участки, «Нива» без достаточного разгона откровенно чахла и закапывалась. В итоге высота была взята лишь с третьего раза — кавалерийской атакой. А УАЗу пригодилось упорство — не столь быстро, но уверенно с первого раза прошел он по «нивовским» стопам, позволив себе даже тронуться в середине подъема.
Упражнение 5 — водные процедуры
Брод глубиной почти полметра — для УАЗа не препятствие. С закрытыми для подстраховки жалюзи радиатора автомобиль резво выезжает на сушу. Попытка «Нивы» посоревноваться в скорости не удается — ростом не вышла. Девятый вал поднялся чуть выше решетки радиатора. Вода из-под вентилятора залила высоковольтные провода и прерыватель. Приплыли...
После непродолжительной сушки — второй заплыв: «самый малый вперед»! Для «Нивы» такая тактика — в самый раз. Волны менее эффектны, зато высоковольтная цепь вышла из воды сухой.
Резюме
Дышите глубже! Подводим итог — ошеломляющего преимущества никто не показал. «Субтильный» тольяттинский джип мало в чем уступил суровому ульяновскому вездеходу. Конечно, приемы внедорожной езды на «Ниве» порой сильно отличаются от уазовских. Важно, что чередовать их можно на ходу — легкий, динамичный автомобиль неплохо управляется и на бездорожье. УАЗ порой напоминает локомотив — ползет, пока не пытаешься сменить направление или переключать передачи.
УАЗ скорее вне-, чем вседорожник. Он для тех, чьи маршруты пролегают от фермы до полевого стана, изредка — в райцентр. Скоростные шоссе — не его стихия. Зато «козлик» не торопясь перевезет объемный, тяжелый, если надо — неопрятный груз. Помыть салон (кабину!) можно, щедро окатив его из ведра или обдав струей из шланга. У УАЗа прочная рама, примитивная по конструкции «дубовая» подвеска — сломать все это железо непросто. Впрочем, привести автомобиль в полностью рабочее состояние — тоже. На устранение дефектов новенького, с иголочки, «козлика» мы потратили немногим меньше времени, чем на лазанье по грязи.
«Нива» универсальна. Городское движение — пожалуйста, трасса — нет проблем, распутица — смело вперед! Рискованный трюк по преодолению непроходимого на вид участка вызовет восторженные «ахи» публики... но не стоит злоупотреблять выходами «на бис». Постоянная жизнь вне дорог — все-таки не для «Нивы». В сравнении с УАЗом это деликатный автомобиль. Более комфортабельная подвеска, ШРУСы, несущий кузов от внедорожных издевательств могут пострадать раньше. В активе ВАЗ 21213 неплохое качество изготовления — наш экземпляр почти не доставил хлопот. «Нива» куда экономичней УАЗа — средний расход топлива за тест составил, соответственно, 12,5 и 18 л на 100 км (бензины, правда, разные).
Напоследок — о том удовольствии, которое доставляет преодоление распутицы. Водитель УАЗа борется с автомобилем, а тот, в свою очередь, с тем, что под колесами. Владелец «Нивы» насладится не только результатом, но и самим процессом штурма бездорожья. Впрочем, обобщая собственный опыт, заключим: особенную радость иногда приносит своевременное появление трактора...
Чтобы перевезти груз УАЗа, "Ниве" придется делать пару ходок. Объемы грузовых отсеков VAZ 21213 и UAZ 31514, измеренные кубиками: штатный багажник 240 и 565 л; при загрузке до потолка 335 и 815 л (на фото); при сложенных задних сиденьях 985 и 1900 л.
Стандартная комплектация: на "Ниве" - зубастые шины ВлИ-5, на "козлике" - не самые злые из возможных Я-245-1.
Редакция благодарит "Алан-Автомир" за предоставленный автомобиль.
Сергей КАНУННИКОВ, Анатолий КАРПЕНКОВ, Антон ЧУЙКИН
Фото Владимира КНЯЗЕВА
Источник: Журнал «За Рулём».